Партия России


Позиция России Программы Академия Библиотека Карта сайта


 
 
Заявления
Совещания
Программа
Устав
Отделения
Вступить
Представительство
Председатель
Пишите нам
 
         Июнь, 2000 г.
Крупнов Ю.В.

Русская Америка - история или проект?


После методического истребления сербов и Сербии “самыми развитыми” державами мира в марте-июне позапрошлого года ни один здравый человек не может утверждать, что в мире – “всё нормально”, хотя бы “в целом”. Необходимо, как нам кажется, трезво сказать себе: мир тяжело болен.
         В чем же болезнь? В том, что миром правят интересы, а не принципы.
         Интересы – это жгучие хотения и желания, признаваемые за норму и смысл действия, оформленные и переведенные в закон, в абсолютную необходимость. Идеология и придуманные к случаю объяснения – вот двигатель интересов. Опять же, наглядный пример – идеология “гуманитарных катастроф” и “гуманитарных вмешательств”, односторонняя риторика прав человека.
         Принципы же – это вера людей, это то, что они безусловно любят и ради чего готовы осмысленно распорядиться своею жизнью. Гуманитарную риторику, к примеру, никто не любит, даже самые словоохотливые ее пропагандисты. Ради гуманитарности и во имя прав человека люди готовы работать, вертеться, служить и растрачивать жизнь. Но ни один адепт гуманитарности за эту самую гуманитарность не готов положить свою жизнь.
         Тем более странным и чудесным представляется внешне незамысловатая история любви Консепсии де Аргуэлло из староиспанской семьи на американском побережье Тихого океана и русского графа Николая Резанова, камергера Его Императорского Высочества.
         Решение юной Консепсии вручить свою жизнь русскому графу и ждать потом его возвращения всю жизнь и ее обет Божьей Матери помогать русским, т.е. духовно родным её Николаю Резанову людям – вот образец мироощущения и миропонимания, который, вне всяких сомнений, должен казаться диким и даже чудовищным, монстрюозным современным оптимистам “развитого мира”.
         Для нас же в этом событии начала 18-го века один из залогов мироспасения в начале века 21-го. Правильно осознать величие этих двух людей и их обручения – значит, вовсе не впасть в ностальгию и исторические изыски. Нам кажется ясным, что во встрече этих двух людей случилась, вопреки всем обстоятельствам и расстояниям, встреча двух старых народов, двух великих традиций.
          Конечно, сегодня очень модно реагировать только на новое, рассматривать жизнь как безысходный бег вперед, но староиспанка и старорусский могут и должны, как нам кажется, стать действенным лекарством против болезни прогрессивизма и, более того, стать символом и проектом духовного союза русской и испанской традиций в современном мире1.
         Именно такой союз необходим, с нашей точки зрения, для того, чтобы заново поставить вопросы о должном мироустройстве в 21 веке и 3 тысячелетии. Испанская и русская культура здесь крайне важны, поскольку именно в этих двух народах как минимум тысячелетие вырабатывался принцип христианской политики и “выращивался” принцип христианской государственности и христианского народа2.
         Но, как представляется, сегодня и завтра только христианский принцип и может стать основой справедливого и небессмысленного мироустройства, реальным и надежным миропорядком, а не продолжением глобального мирохаоса.
         Кстати, очень важно, что христианский принцип нисколько не может отторгаться и исламскими народами, признающими и почитающими Иисуса Христа. А тогда, возможно, христианский принцип мог бы быть стать единственным принципом, свободно и добровольно объединяющим три великих современных традиции: испаноязычную, арабоязычную и русскоязычную.
         Мир может спасти только незамысловатое и простое, хотя и крайне трудное, почти невозможное, понимание людей и народов, что обожествлением силы, культивированием насилия ничего не достичь, ничего великого и исторического не построить. Только христианский принцип и живой пример Христа способен восстанавливать и утверждать в людях человеческое, только любовь способна образовывать и созидать, посрамляя уверенность в действенности силовых мер – чем бы они ни оправдывались.
         Не в силе Бог, а в правде – в этих словах Александра Невского ключ к пониманию христианского принципа, а также к выявлению тайны русской истории, загадке русского тысячелетнего существования вопреки природе и захватническим вожделениям большинства соседей.
         Но во встрече графа Резанова и Консепсии де Аргуэлло, в приятии испанцами русских проявилась, как нам кажется, и мировая судьба русских и русскости: совместно с другими народами вырабатывать и осуществлять в истории христианский принцип. И, может, в этой встрече залог того, что Русская Америка – это не только история, но и проект?
         … Но разве можно любить принципы, эти абстракции? А разве Божья Матерь, любимый русский граф и русские, сама русскость – это абстракции для Консепсии де Аргуэлло? Разве испанская донна на калифорнийском берегу, Россия, царь, Христос, русское дело в далекой Америке, Японии и на Дальнем Востоке – это абстракции для Николая Резанова?
         Убеждены, что нет.
         Принципы – и в этом их отличие от интересов – всегда личностны. Любят личность, любят вечное, любят милое, любят родное и дорогое – и в этом, пожалуй, одна надежда.
         
          
         Автор выражает благодарность Колычеву Владимиру Георгиевичу, президенту общества “Русская Америка”, за его предложение поделиться своими мыслями с Русской Америкой.
         В настоящее время автор работает над сценарием фильма “Консепсия” и был бы благодарен всем, кто готов его поддержать или предложить своё сотрудничество.


1Случайно ли А.С. Пушкин, "наше всё" (Апполон Григорьев), в "испанской" маленькой трагедии "Каменный гость" показывает преображение Дон Гуана через обнаружение им границ и масштаба собственной жизни:
         Дона Анна
         Ну? Что? Чего вы требуете?
         Дон Гуан
         Смерти.
         О пусть умру сейчас у ваших ног…
         …
         Что значит смерть? за сладкий миг свиданья
         Безропотно отдам я жизнь.

2В отношении к проблеме христианского принципа мне во многом близки размышления Вячеслава Сальникова (см., в частности, на русскоязычном нероссийском сервере "Мир по-русски" его статью "Возможен ли православный вариант христианской цивилизации?" - http://www.comch.ru/~viart/mir/index_r.htm .



Hosted by uCoz